Главная » 2021 » Февраль » 04

Следует дать новое определение СДВГ, которое включало бы обширную сферу "исполнительной дисфункции".   Как объясняет Расселл Баркли, эта дисфункция вызвана неспособностью контролировать себя сегодня, с тем, чтобы воспитать навыки, необходимые в будущем.

Итак, что такое "исполнительные функции"?

Если вы наступите на змею, она вас ужалит.   В мозгу змеи не происходит никакого обдумывания.   Никакого воспоминания о нанесении ответного удара в прошлом. Никакой мысли о том, к чему приведет это действие в будущем. Никакого сдерживания. Наступили - ужалила. К счастью, люди могут регулировать свое поведение.  

Нет одной-единственной части человеческого мозга, которая исключительно отвечает за эту регуляцию.   По всей видимости, наши лобные и предлобные доли функционируют в значительной степени как наш "главный администратор".   Организовывая функции речи и памяти других частей мозга, эти лобные центры принимают во внимание, откуда мы пришли, куда хотим пойти - и как управлять нами, чтобы добраться туда.

Самое важное способность сдерживаться ("нажать на тормоз") является главной в эффективной исполнительной функции. Успешное выполнение плана в значительной степени включает в себя торможение отвлекающих действий. Эти тормоза – благодаря нашим предлобным сдерживающим центрам – дают нам время на то, чтобы рассмотреть наши варианты перед реакцией.

Отсутствие сдерживания ... Читать дальше »

Просмотров: 287 | Дата: 04.02.2021

Причины дисграфии:

Проблема с установлением последовательности. Считается, что так же, как и в случае с дислексией, трудности с письмом – это результат имеющихся сложностей с обработкой визуальных или чувственно воспринимаемых данных. Однако исследования работы мозга не дали достаточных доказательств в пользу визуальных причин дисграфии. На самом деле то, что обычно кажется проблемой восприятия (зеркальное написание букв или цифр, написание слов задом наперед, путаница букв, небрежное письмо) обычно прямо связано с обработкой последовательной/рациональной информации. Другими словами, когда школьнику трудно установить последовательность и организовать все детали подробной информации в порядке, у него часто возникают проблемы с последовательностью букв и слов на письме. В результате ученику приходится или снизить скорость, чтобы писать правильно, или же пытаться справиться с огромными трудностями, связанными с «механикой» письма (правописание, пунктуация и т.п.). Обычно трудности остаются, даже если скорость снижается. Замедляясь или застревая на деталях письма, ученики часто теряют общую мысль, которую они пытаются выразить. Творческие навыки письма у таких учеников иногда оказываются удивительно хорошими, хотя выражению и мешает механика письма. Это потому, что навыки «концептуальной» обработки часто достаточно сильны для того, чтобы выражать «глубокий смысл», несмотря на трудности с деталями.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Школьники с дефицитом внимания (и особенно с гиперактивностью ... Читать дальше »
Просмотров: 205 | Дата: 04.02.2021

Я часто преподаю в группах введение в субъективный опыт СДВ: как живется человеку с этим синдромом? Как он себя при этом чувствует? О том и пойдет речь.

Начнем с самого термина "синдром дефицита внимания". Насколько я понимаю, большинство людей имеет Проблему Излишка Внимания. Как, по-вашему, живется тем, кто может сосредоточиваться на чем-то очень долго? Вот уж поистине символ душевного здоровья – человек, который может долго заниматься балансом своей чековой книжки, неподвижно сидеть в кресле и никогда не заводиться с полоборота? По-моему, многие люди без СДВ – члены клуба Исключительно Скучных.

Но как бы то ни было - существует синдром, называющийся СДВ, СНВ или СДВГ - в зависимости от того, какие книги вы читаете. Некоторые говорят, что синдром этот ничего не значит, что его и вовсе нет, но – поверьте – он есть.

Много метафор приходит на ум, чтобы описать его.
Представьте, что вы ведете машину в сильный дождь с неработающими "дворниками". Все размазано и размыто, а вы несетесь вперед, неспособность хорошо видеть – действительно беда.
Или что вы слушаете радио с помехами, когда надо постоянно напрягаться, чтобы расслышать передачу.
Или строите карточный домик во время пыльной бури: сначала надо создать защиту от ветра, а уже потом расставлять карты.
Другими словам – вы все время выполняете несколько трудных задач одновременно.

У вас появляется идея, вы должны браться за дело… но другая идея появляется еще до того, как вы закончите с первой, и вы бросаетесь выполнят ... Читать дальше »

Просмотров: 197 | Дата: 04.02.2021

Оппозиционное вызывающее расстройство (ODD - Oppositional Defiant Disorder) характеризуется агрессивностью и склонностью нарочно задирать и раздражать других. Хотя и верно то, что любой человек иногда бывает агрессивным и раздражает других, однако диагноз ОВР обусловлен тем, что человек как минимум в течение шести месяцев проявляет устойчивое негативистское, враждебное поведение и неповиновение.

Каковы признаки ОВР?

Устойчивое негативистское, враждебное поведение и неповиновение, длящееся по крайней мере 6 месяцев, в течение которых присутствуют четыре (или больше) следующих признака:

  • часто выходит из себя
  • часто спорит со взрослыми
  • часто не повинуется или отказывается выполнять просьбы взрослых или правила
  • часто нарочно раздражает других
  • часто обвиняет других в своих ошибках или проступках
  • часто раздражителен или его легко можно вывести из себя
  • часто сердится и обижaется
  • часто злобен или мстителен

Примечание: Учитывайте критерий только тогда, когда описанное поведение происходит чаще, чем обычно, по сравнению со сверстниками.

Нарушения поведения приводят к существенному ухудшению в социальной, академической или профессиональной сферах деятельности.

Следует исключить психотические и аффективные растройства (расстройства настроения), например депрессию.

Следует исключить кондуктивное расстройство и, если человеку 18 или более лет, исключить диссоциальное расстройство.

Сколько детей страдают ОВР?

По оценкам некоторых источников, у 5%  ... Читать дальше »

Просмотров: 216 | Дата: 04.02.2021

Сон – это основная деятельность мозга в начале жизни. До двух лет ребенок спит 10000 часов (около 14 месяцев) и бодрствует в течение 7500 часов. На протяжении этих двух лет мозг достигает 90% своих зрелых размеров, а ребенок добивается впечатляющих успехов в речи, познании мира, самовосприятии, социальном, эмоциональном и физическом развитии. И большую часть времени, в течение которого происходит это значительное развитие, мозг спит. Между двумя и пятью годами время сна равняется времени бодрствования. Таким образом до школы ребенок больше времени проводит во сне, чем в социальном взаимодействии, исследовании окружающего мира и другой деятельности.

Сон важен для развития и деятельности, иначе он не сохранился бы в процессе эволюции. На стадиях глубокого сна (во время дельта-волн) исчезает восприятие окружения и реакция на внешние раздражители. Это состояние подвергало наших предков опасности, но, несмотря на это, сон сохранился в процессе эволюции. Значит, он жизненно необходим. Сон – это не просто отдых для тела и мозга. Спокойное лежание без мыслей не заменит сон.

Фазы сна

Сон связан с "биологическими часами" организма. Ко сну относятся два основных ритма:
Циркадианный ритм – цикл сна и бодрствования, который длится около суток (подробно рассматривается в параграфе о времени).
Ультрадианный ритм – цикл различных фаз сна. Этот ритм меняется на протяжении ночи и длится в среднем около часа у младенцев и около полутора часов у детей и взрослых. Между фа ... Читать дальше »

Просмотров: 189 | Дата: 04.02.2021

Могут ли другие условия вызвать признаки СДВГ?

Поведение, характерное СДВГ, может быть вызвано разными причинами. Что угодно - от хронического страха до легкого припадка - может привести к тому, что ребенок будет казаться чрезмерно активным, вспыльчивым, импульсивным или невнимательным. Например, ранее послушный ребенок, который становится слишком активным и рассеянным после смерти родителя, страдает эмоциональным расстройством, а не СДВГ. Хроническое воспаление среднего уха может также вызвать у ребенка рассеянность и неготовность к взаимодействию. Еще одна причина - проживание с членами семьи, которые применяют физическое насилие, являются наркоманами или алкоголиками. Вы можете представить себе ребенка, пытающегося сосредоточиться на уроке математики, когда его жизнь и здоровье находятся в повседневной опасности? На этих детей влияет не СДВГ, а другие проблемы.

У других детей поведение, схожее с СДВГ, может быть реакцией на школьную неуспеваемость. Возможно, ребенок имеет трудности обучения и еще не готов учиться читать и писать на тот момент, когда его этому учат. Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

Тайрон и Мими - два примера того, как школа может вызвать поведение, схожее с СДВГ.

В течение многих месяцев Тайрон выкрикивал ответы на уроках, а когда учитель игнорировал его, то нарушал дисциплину. Он определенно казался гиперактивным и импульсивным. Наконец, понаблюда ... Читать дальше »

Просмотров: 135 | Дата: 04.02.2021

Краткое изложение статистического исследования Расселла Баркли (Russell Barkley).

  • В среднем, в каждом классе из тридцати учеников есть один-три ребенка с СДВГ.
  • Диагностированных мальчиков в три-шесть раз больше, чем девочек.
  • Темпы эмоционального развития детей с СДВГ на 30% ниже, чем у их сверстников без СДВГ. Например, десятилетний ребенок с СДВГ действует на уровне зрелости приблизительно 7-летнего; начинающий водитель 16 лет использует навыки принятия решения на уровне 11-летнего ребенка.
  • У 65% детей с СДВГ есть проблемы с подчинением вышестоящим авторитетам, в том числе проявления враждебности на словах и вспышки раздражения.
  • 25% учеников с СДВГ имеют другие серьезные проблемы обучения в одной или нескольких областях: навыки словесного выражения, умение слушать, понимание прочитанного и математика.
  • Половина всех учеников с СДВГ имеет проблемы с пониманием услышанного.
  • Приблизительно у трети этих учеников есть одна или несколько из следующих проблем:
    • Недостатки речи (слабое понимание услышанного, слабое устное выражение, слабое понимание прочитанного)
    • Слабые организационные навыки
    • Плохая память
    • Слабые навыки мелкой моторики
  • Ученики с СДВГ имеют в два-три раза больше проблем с выразительной речью, чем их сверстники без СДВГ.
  • 75% мальчиков с СДВ гиперактивны; 60% девочек с СДВ гиперактивны.
  • 40% детей с СДВГ имеют по крайней мере одного родителя с СД ... Читать дальше »
Просмотров: 160 | Дата: 04.02.2021

СДВГ - одна из наиболее исследуемых областей детского и юношеского психического здоровья. Однако точная причина этого расстройства все еще неизвестна.

Мы знаем, что СДВГ – это биологическое нарушение деятельности мозга. Исследования мозга, использующие сканеры ПЭТ (позитронная эмиссионная томография), показывают, что мозговой метаболизм у детей с СДВГ ниже в областях мозга, которые управляют вниманием, социальным суждением и движением. Изображение слева показывает различия между мозгом взрослого с СДВГ (справа) и мозгом без СДВГ (слева). (Фиолетовый ореол, окружающий мозг – это эффект изображения, а не часть мозга.)

Томография и другое рентгеновское исследование также показали, что мозг детей с СДВГ отличается от мозга детей, не страдающих этим расстройством. Несколько мозговых областей и структур (предлобная кора, полосатое тело - striatum, базальные ганглии и мозжечок) имеют тенденцию быть меньше. Размер всего мозга вообще на 5% меньше у детей с СДВГ по сравнению с детьми без СДВГ. Несмотря на то, что это различие последовательно наблюдается, оно слишком мало, чтобы на его основании ставить диагноз СДВГ отдельным людям.

Мозг с СДВГ имеет также химические отличия. У детей с СДВГ обнаружен низкий уровень допамина (мозговое вещество), который является медиатором, или нейротрансмиттером.

Одно время полагали, что рафинированный сахар и пищевые добавк ... Читать дальше »

Просмотров: 125 | Дата: 04.02.2021