3) «аписать при помощи знаков действий и знака равенства: число 3, повторЄнное слагаемым 4 раза, даЄт 12; число 3, умноженное на 4, даЄт 12; произведение множителей 5, 2, 6 и 3 равно 180.
73. ѕроизвести умножение и результат проверить на счЄтах;
1) 1473Х 2 2) 28 566Х2 3) 3 846Х3
4) 2636 Х 4 5) 65038Х6 6) 50261Х7
7) 46Х12 8) 37Х23 9) 558Х16
10) 354 Х24 11) 473Х38 12) 682 Х25
74. ќпределить устно наивысший разр¤д произведени¤, а затем произвести умножение:
1) 3257 Х 100 2) 978 Х10000 3) 276 895 Х 687
4) 67059 Х 809 5) 40057 Х 7 010 6) 71 050 Х 7002
7) 1 Х 724 8) 0 Х 1 9) 1 435 + (137Ч136) Х 1
75. ѕроизвести указанные действи¤:
1) 8750 Х1000 2) 374 Х 100000
3) 198 756 Х 178 4) 367528 Х 6007
5) 47072 Х 4060 6) 312 500 Х 401
7) 1 Х 0 8) 539 Ч 0 Х (434 + 271)
9) 1607 Ч 235 Х (16 Ч 16) + 1 Х 1 10) 644 Х 52 Х (120 Ч 119) + (57 Ч 0) Х 0
76. 1) Ќаблюдатель заметил, что через 14 сек. после того как блеснула молни¤ послышалс¤ удар грома. ќпределить, на каком рассто¤нии от наблюдател¤ происходила гроза, если известно, что скорость звука 330 м в секунду.
2) Ќа одной фабрике число рабочих в четыре раза больше, чем на другой. —колько рабочих на первой фабрике, если на второй 719 человек?
77. 1) Ќиже приведена таблица умножени¤ двузначных чисел на 48.
— помощью таблицы решите следующие примеры: 48 Х 9; 48 Х 17; 37 Х 48; 69 Х 48; 48 Х 99; 564 Х 48; 785 Х 48; 4289 Х 48.
2) —оставьте такую же таблицу умножени¤ двузначных чисел на 57. ак проще всего это сделать?
7) 805 001 + [908 Х 307 Ч 65 Х (403 Ч 289) ] Ч 205 Х 78
80*. «аписать данные произведени¤ в виде степеней: (* «адачи, отмеченные звЄздочкой, могут быть предназначены дл¤ индивидуальных заданий и дл¤ внеклассных зан¤тий учащихс¤.)
1) 2 Х 2 Х 2 Х 2 Х 2 2) 3 Х 3 Х 3 Х 3
3) 5Х5Х5Х5 4)7Х7Х7Х7Х7Х7
5) 3Х3Х7Х7Х7Х7 6) 5Х5Х5Х11 Х 11 Х11Х 11 Х11
81*. «аписать данные степени в виде произведений и вычислить: 33; 26; 74; 54; 23 Х 52; 33 Х 72; 22 Х 34 Х 53; 23 Х 52 Х 112.
82. ѕроизвести умножение:.
1) 5 м 8 дм 9 см Х 7
2) 1 км 335 м Х 4
3) 15 кв. дм 37 кв. см 60 кв. мм Х 6
4) 3 кв. м 54 кв. дм 28 кв. см Х 12
5) 26 куб. дм 254 куб. см 830 куб. мм Х 3
6) 12 куб. м 328 куб. дм 700 куб. см Х 15
7) 3 кг 875 г Х 8
8) 2 т 8 ц 45 кг Х 25
9) 6 час. 40 мин. 16 сек. Х 8
10) 2 часа 55 мин. 30 сек. Х 25
83. 1) ѕульс здорового человека делает примерно 75 ударов в минуту. —колько ударов сделает пульс в час? в сутки? в год?
2) олесо делает 52 оборота в каждые 4 минуты. —колько оборотов оно делает в час? в 3 часа? в сутки?
84. 1) ѕтенцы во врем¤ своего роста очень прожорливы. —триж ловит мелких насекомых на лету и кормит своих птенцов сравнительно с другими птицами редко, всего 20 раз в день, но зато приносит в среднем 370 мелких насекомых. —колько насекомых наловит пара стрижей за 32 дн¤ (период выкармливани¤ птенцов)?
2) ќдна сова уничтожает за лето до 1 000 полевых мышей Ч вредителей полей, а одна полева¤ мышь уничтожает 1 кг зерна. ќпределить, сколько зерна за лето сохран¤т 2 совы, 20 сов.
85. 1) ѕоезд выходит из ћосквы в 10 час. 40 мин. и прибывает в –¤зань в 16 час. 40 мин., проход¤ по 34 км в час. ќпределить рассто¤ние от ћосквы до –¤зани.
2) »з ћосквы и —аратова выход¤т одновременно два поезда навстречу один другому. ѕервый поезд делает 31 км в час, а второй 37 км в час. Ќа каком рассто¤нии друг от друга будут эти поезда через 9 час. после выхода, если известно, что от ћосквы до —аратова 892 км?
86. 1) ¬ резервуар проведены две трубы: через первую втекает 30 вЄдер в минуту, а через вторую вытекает 840 вЄдер в час. ≈сли открыть обе трубы, то резервуар наполнитс¤ через 12 час. акова вместимость резервуара?
2) »з 1 куб. м древесины можно получить 165 кг искусственного волокна, а из этого волокна можно изготовить 1 500 м ткани или 4 000 пар чулок. —колько искусственного волокна, ткани или чулок можно получить из 24 куб. м древесины? —колько хлопка или шелковичных коконов может заменить 24 куб. м древесины, если 1 куб. м древесины может заменить хлопок, собираемый с 50 а, или шЄлк с 320 000 шелковичных коконов?
89. ”множить наивыгоднейшим образом, использу¤ законы умножени¤:
1)2Х13Х5 2)2Х8Х9Х5 3) 4 Х 8 Х 9 Х 5 Х 5
4) 25Х7 Х 4Х11 5) 28 Х 99 6) 198 Х7
7) 495 Х 8 8) 32 Х 999 9) 16 Х 499
90. 1) ¬ычислить произведени¤:
2Х3=6 12Х5 = 60 12Х8=96 7Х60 = 420
4Х3= 6Х5= 12Х16= 7Х30 =
6Х3= 4Х5= 12Х24= 7Х20 =
10Х3= 3Х5= 12Х32= 7Х15 =
16Х3= 2Х5= 12 Х 40= 7Х12 =
20Х3= 1Х5= 12Х 48= 7Х10 =
¬о сколько раз увеличитс¤ или уменьшитс¤ произведение в каждой строчке сравнительно с данным и во сколько раз увеличен или уменьшен множитель или множимое?
2) ¬ычислить произведени¤:
2Х3 = 6 3Х5 = 15 2 Х 7 =14
2Х6= 6 Х 10= 6 Х 14=
6Х9= 6 Х 15= 8Х21 =
4Х9= 9 Х 10 = 10 Х 28 =
ак изменитс¤ произведение сравнительно с данным при увеличении каждого сомножител¤ в несколько раз?
91. ак изменитс¤ произведение, если:
1) ќдин из сомножителей уменьшить в 5 раз? увеличить в 8 раз? уменьшить в 15 раз? увеличить в 20 раз? уменьшить в несколько раз? увеличить в несколько раз?
2) ѕервый сомножитель увеличить в 5 раз, а второй в 7 раз? первый в 2 раза, а второй в 4 раза? первый в 10 раз, а второй в б раз? первый в 12 раз и второй в 12 раз?
92. 1) ¬ычислить произведени¤:
12Х8 = 96 16Х20 = 320 32Х24 =768 50Х30=1500
42Х4= 8 Х40= 16 Х 48= 5Х150 =
24Х2= 2Х80= 2Х192= 200Х15 =
6 Х 64 = 32Х2 = 64 Х2 = 25 Х 240 =
–ешив первый столбец, установите, как изменитс¤ произведение при изменении обоих сомножителей. –езультат в остальных столбцах напишите на основании сделанного вывода, а потом проверьте.
2) ¬о сколько раз увеличитс¤ число3 895, если его умножить на 25, а полученное произведение умножить на 8?
3) ¬о сколько раз увеличитс¤ число 4 756, если его умножить на 35, а полученное произведение умножить на 6?
93. ѕешеход щрошЄл за несколько часов 24 км. —колько километров проехал бы верховой, если бы он затратил на весь путь вдвое больше времени, чем пешеход, и проезжал бы в каждый час рассто¤ние в 3 раза большее, чем пешеход?